ТУМАНГАН
ТУМАНГАН
поиск       
Туманган
 

Программа «Туманган»

Общие положения
Страны - участницы программы
Цель программы Туманган
Позиции сторон и динамика развития программы:
Положительные стороны участия России и края в программе Туманган

 

Общие положения

    1. Полное наименование - Программа развития района (зоны) Туманган; по английски - Tumen River Area Development Program, сокращенно - TRADP.

    2. Под районом развития Туманган, предложенным в проекте Договора о сотрудничестве по программе развития зоны Туманган, понимается территория КНДР, КНР и России, прилегающая к бассейну реки Туманная Туманган, Тумыньцзян) и включающая часть провинции Северный Хамген КНДР, корейского автономного национального района провинции Цзилинь и южной части Приморского края - от Хасана до порта Восточный. Границы этой территории, именуемой TREDA (Tumen River Area Development Program).

    Программой намечается охватить и регион развития Северо-Восточной Азии, охватывающий Северный Китай, Корею и Россию (вплоть до западной границы Якутии). Этот район именуется регионом NEARDA.

treda.gif (16962 bytes)

Страны - участницы программы

    Странами-участницами программы являются - Корейская Народно-Демократическая Республика, Китайская Народная. Республика, Российская Федерация, Республика Монголия и Республика Корея.

    Кроме стран-участниц в программе могут принимать ограниченное участие страны или организации -"наблюдатели". Пока в этом качестве выступает Япония и некоторые мировые банки (МБРР, АТБ и др.). Их представители не входят в органы программы.

 

Начало

Цель программы Туманган

    Целью программы Туманган, провозглашенной в проекте Договора, является (глава II статья 3 пункт 1) "развитие района Туманган через скоординированную стратегию развития в нем транспорта, инфраструктуры, торговли, промышленности, туризма, развития организационных и законодательных форм, человеческих и природных ресурсов и защиты окружающей среды".

    Для этого "страны-участницы направят свои усилия на цели создания благоприятных экономических условий для программы Туманган и достижения ее целей и направят поиски на создание организационных структур для согласования своей экономической, финансовой и иной политик для достижения этих целей. Страны-участницы будут воздерживаться от любых односторонних действий, которые могут помешать ее достижению". Такая редакция статьи Договора о целях программы была предложена ПРООН (UNDP).

 

Позиция Программы развития ООН (ПРООН)- United Nation Development Program - UNDP

    ПРООН была инициатором программы и ставила своей целью создание под своей эгидой акционерной корпорации, руководство которой намеревались осуществлять специалисты ПРООН. Эта корпорация намеревалась получить в долгосрочную аренду (на 50 - 70 лет) земли от КНДР, КНР и России и на них создать международный город с развитой промышленностью, транспортом и другими видами деятельности, определенными целями программы.

    Первоначально (в 1992 году) деятельность корпорации намечалась в границах экономической зоны Туманган (Tumen River Economic Zone - TREZ), включавшей часть Хасанского района. После решительных возражений КНДР и российской стороны идея локальной экономической зоны под управлением корпорации была исключена из программы, хотя полностью от нее эксперты ПРООН не отказались, отложив ее "на будущее". 

    ПРООН намеревалась влиять и на работу Комиссии NEARDA и Комитета TREDA, частично финансируя их в первые два года после их создания и привлекая для ведения дел и материально-технического обеспечения Комитета специалистов корпорации.

    В известной степени ПРООН отела повторить свою схему апробированную в Таиланде в аналогичной экономической зоне.
    Поскольку деятельность корпорации на долгосрочно арендованной земле могла выйти из под контроля, - а ПРООН намеревалась развивать здесь тяжелую, нефтехимическую и другие экологически опасные отрасли промышленности, - такие намерения ПРООН встретили решительный отпор российской делегации и КНДР.

 

Начало

Позиция Китайской Народной Республики

    Самой заинтересованной стороной в программе Туманган являются северо-восточные территории КНР, особенно ее провинция Цзилинь. Это связано с тем, что все экспортно-импортные перевозки провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и восточной части автономного района Внутренняя Монголия осуществляются через провинцию Ляонин и ее порты Далянь, Инкоу и Цзиньчжоу по крайне перегруженной железной дороге Харбин - Чанчунь - Шеньян - Далянь, тогда как буквально рядом в 13 км от пограничного литера "Т" (рядом со станцией Хасан) находится Японское море.

    Первоначально китайскими специалистами была предложена такая схема: если нельзя Китаю выйти к морю (отрезают от него Россия и КНДР), то "пусть море придет к Китаю", т.е. за счет свободного судоходства по реке Туманной обеспечить вход морских судов по этой реке в район Хуньчуня, где можно построить внутренний морской порт. Однако при проработке технических вопросов углубления фарватера реки Туманная, пересечения его с мостом Дружбы (Хасан - Тумень-Ула) и незавершенность дипломатических усилий по подписанию Договоров о свободном судоходстве по Туманной выяснилось, что "подвести море к Китаю" нереально.

    Тогда и начались усилия по "интернационализации" устья реки Туманная через ПРООН, имея в виду, что "удельный вес" КНР в этом регионе настолько велик, что тон в нем будет задавать Китай.

    Из района Тумынь - Хуньчунь к Японскому морю есть три пути: существующая железная дорога Тумынь - Хворей - Чхончжин, существующая, но почти неэксплуатируемая железная дорога Тумень - Аочжири- Раджин (Наджин), либо новый выход железной дороги Хуньчунь - Камышовая - Зарубино (или Посьет). Из-за технического состояния дорог в КНДР и имевшихся сложностях во взаимоотношениях КНДР с КНР власти провинции Цзилинь при поддержке экспертов ПРООН стремились построить железнодорожный выход к российским портам Посьет или Зарубино.

    Не дожидаясь заключения соглашений и Договора по программе Туманган, Китай создал в районе Хуньчуня свободную экономическую зону (там уже действует ряд предприятий с иностранным капиталом).

    КНР практически закончила строительство новой линии Тумень - Хуньчунь (раньше железная дорога между ними была построена японцами при оккупации Кореи и Манчжурии и проходила по территории КНДР), подвела железнодорожное и бетонное автомобильное полотно к погранпереходу Краскино - Хуньчунь.

    Китаем подготовлены обширные материалы и национальная часть программы Туманган (руководитель работы - профессор Дин Шишен), красочно оформленные на двух языках - китайском и английском, а также хорошо иллюстрированные бизнес-планы по всем проектам, предложенным КНР в программу Туманган.

 

Позиция Корейской Народно-Демократической Республики

    КНДР весьма заинтересована в программе Туманган, позволяющей ей развивать северные провинции, в первую очередь провинцию Северный Хамген, имеющую два железнодорожных выхода из КНР к Японскому морю через порты Раджин, Чхончжин и Сонджин (Ким Чак). Участие в этой программе, помимо привлечения иностранного капитала в развитие экономики КНДР, поднимает авторитет, уменьшает изолированность КНДР от мирового сообщества.
    КНДР активно начала создавать свободную экономическую и торговую зону Раджин - Сонбонг - т.н. "золотой треугольник", приняты правовые акты, создающие инвесторам очень льготные условия для работы в этой СЭТЗ, введены очень низкие ставки земельного налога на предоставляемые инофирмам земельные участки и т.п. >преференции.

    Однако по ряду причин, прежде всего политического характера, развитие этой СЭТЗ идет пока еще медленно, но постепенно налаживающийся процесс смягчения конфронтации "север - юг" дает основания полагать о возможности взрывного развития зоны, если будут созданы условия для южнокорейского и японского капитала.

    КНДР даже предложила занять дефицитнейшие территории рисовых полей в устье Тумангана под строительство международного аэропорта, обслуживающего TREDA, пытается привлечь канадский, американский и австралийский капиталы для развития портов Чхончжин и Раджин и строительства нового порта Сонбон
    КНДР подготовила национальную часть программы Туманган, хорошо оформленную и богато иллюстрированную на двух языках - корейском и английском. Очень детально представлен проект свободной зоны Раджин - Сонбон в красочном исполнении

 

Начало

Позиция Республики Монголия

    Из всех стран-участниц программы лишь Монголия имеет возможность использовать (и использует) международное право "лендбриджа" (мост через страну) - право требовать обеспечения выхода к морю страны, не имеющей такого выхода. Поскольку Монголия интенсивно ведет небезуспешные поиски угля, железных и полиметаллических руд, урана, нефти и других природных ресурсов в восточной части (район Чойбалсан - Халхин-гол), она заинтересована в создании транспортной связи этого района с морем и поэтому свое участие в программе Туманган определила очень четко - создание лендбриджа к портам TREDA. Как развивающаяся страна она имеет право на приоритетную помощь мирового сообщества для своего развития и надеется использовать эту помощь в программе.

    На переговорах монгольские представители демонстрируют лояльность почти ко всем предложениям ПРООН и других участников. 

 

Позиция российской стороны (на федеральном уровне)

    В переговорах по программе Туманган позиция федеральных органов России сводилась к следующему:

    1. Участие России в программе Туманган обязательно и должно быть в меру активным, но осторожным, исходя из интересов России в отношениях с другими странами-участницами.

    2. Недопустимы любые соглашения и обязательства в рамках программы Туманган, влекущие за собой нарушения территориальной целостности, хотя бы малейшее утраты суверенитета и контроля за процессами на российской территории, негативное влияние на экологическую обстановку на российской территории.

 

Позиция представителей Приморского края

    Основные положения позиции представителей края, кроме общих с федеральными представителями, изложенными выше, можно обобщить следующим образом:
    1. Создание единого транзитно-транспортного выхода TREDA и ее хинтерланда через ВСЕ порты, входящие в границы программы - от Чхонджина до Восточного со специализацией портовых районов и распределением грузопотоков к этим районам по основным коридорам и рокадам.

    2. Жесткие экологические ограничения на производственную деятельность и урбанизацию Хасанского района, особенно в низовьях реки Туманная и в районах заповедников и заказников, согласованность развития смежных районов КНР, КНДР и России в процессе их сотрудничества.

    3. Специализация юга Хасанского района только на транзитно-транспортных функциях и рекреации населения без сколько-нибудь существенного развития промышленности. Может быть допущено создание экологически лояльных производств в районе бухты Троицы с возможностью формирования здесь небольшой СЭЗ, промпарков или технопарков.

    4. Включение в мастер-план программы ВСЕХ объектов инфраструктуры TREDA и, частично, NEARDA по нашим предложениям .

    Такая позиция (хотя и не сразу и не без острых дискуссий) встретила понимание о поддержки ПРООН и учтена в итоговом докладе и проектах документов по программе (в частности, в Меморандуме по вопросам охраны окружающей среды).

 

Положительные стороны участия России и края в программе Туманган

    1. Программа Туманган разрабатывается и будет реализовываться под эгидой ООН и при ее поддержке. Это придает ей "моральный" авторитет и гарантии, т.е. инвесторы относятся к проектам, входящим в программу, как апробированным ПРООН и потому более "надежным", чем предлагаемые вне программы проекты. Только одан этот аспект требует участия в программе, не говоря уже о пользе активного участия в международном сотрудничестве.

    2. В северо-восточном Китае и Монголии формируются новые или получают новое направление (вместо Даляня) существующие грузопотоки массовых грузов (зерно, соя, бобы, кукуруза, уголь, руды) и контейнерных грузов (из СЭЗ Хуньчуня, Тумен, Яньцзи, промрайонов Харбина, Гирина, Чанчуня). Направление этих грузопотоков через порты юга Приморья дадут новый импульс развитию портов от Восточного до Посьета.

    3. Выявлена реальная возможность создания стабильного пассажиропотока между провинцией Цзилинь и Республикой Корея (с возможным продолжением до Японии), связанного с поездками этнических корейцев, проживающих в провинции Цзилинь и префектуре Тоттори. Использование для этих целей порта Посьет (или Зарубино) и перехода Краскино - Хуньчунь даст выгоды краю от экспорта транзитно-туристических услуг.

    4. Использование угля провинций Цзилинь и Хэйлунцзян может сгладить остроту топливного кризиса в крае.

    5. Сотрудничество с КНР в вопросах охраны природной среды позволит уменьшить ущерб,  наносимый Китаем природной среде, Хасанского района.

 

Начало

Обзор составлен на основе материалов, предоставленных департаментом внешнеэкономических связей администрации Приморского края

 





Все материалы, представленные на сайте, являются собственностью их авторов.
При использовании информации со страниц данного сайта обязательна установка ссылки (для интернет-сайтов — гиперссылки) на сайт
www.tumangan.ru


Главная страница | О сайте | Гостевая книга

© 2007 Tumangan.ru.
E-mail: tumangan@yandex.ru

 
 

Реклама:

return_links(); ?>