Общие положения |
1.
Полное наименование - Программа развития района
(зоны) Туманган; по английски - Tumen River Area Development
Program, сокращенно - TRADP. |
2. Под
районом развития Туманган, предложенным в
проекте Договора о сотрудничестве по программе
развития зоны Туманган, понимается территория
КНДР, КНР и России, прилегающая к бассейну реки
Туманная Туманган, Тумыньцзян) и включающая
часть провинции Северный Хамген КНДР, корейского
автономного национального района провинции
Цзилинь и южной части Приморского края - от
Хасана до порта Восточный. Границы этой
территории, именуемой TREDA (Tumen River Area Development Program). |
Программой
намечается охватить и регион развития
Северо-Восточной Азии, охватывающий Северный
Китай, Корею и Россию (вплоть до западной границы
Якутии). Этот район именуется регионом NEARDA. |
|
Страны - участницы
программы |
Странами-участницами программы являются -
Корейская Народно-Демократическая Республика,
Китайская Народная. Республика, Российская
Федерация, Республика Монголия и Республика
Корея. |
Кроме
стран-участниц в программе могут принимать
ограниченное участие страны или организации
-"наблюдатели". Пока в этом качестве
выступает Япония и некоторые мировые банки (МБРР,
АТБ и др.). Их представители не входят в органы
программы.
|
|
Цель программы
Туманган |
Целью
программы Туманган, провозглашенной в проекте
Договора, является (глава II статья 3 пункт 1)
"развитие района Туманган через
скоординированную стратегию развития в нем
транспорта, инфраструктуры, торговли,
промышленности, туризма, развития
организационных и законодательных форм,
человеческих и природных ресурсов и защиты
окружающей среды". |
Для
этого "страны-участницы направят свои усилия
на цели создания благоприятных экономических
условий для программы Туманган и достижения ее
целей и направят поиски на создание
организационных структур для согласования своей
экономической, финансовой и иной политик для
достижения этих целей. Страны-участницы будут
воздерживаться от любых односторонних действий,
которые могут помешать ее достижению". Такая
редакция статьи Договора о целях программы была
предложена ПРООН (UNDP).
|
Позиция Программы развития
ООН (ПРООН)- United Nation Development Program - UNDP |
ПРООН
была инициатором программы и ставила своей целью
создание под своей эгидой акционерной
корпорации, руководство которой намеревались
осуществлять специалисты ПРООН. Эта корпорация
намеревалась получить в долгосрочную аренду (на
50 - 70 лет) земли от КНДР, КНР и России и на них
создать международный город с развитой
промышленностью, транспортом и другими видами
деятельности, определенными целями программы. |
Первоначально
(в 1992 году) деятельность корпорации намечалась в
границах экономической зоны Туманган (Tumen River
Economic Zone - TREZ), включавшей часть Хасанского района.
После решительных возражений КНДР и российской
стороны идея локальной экономической зоны под
управлением корпорации была исключена из
программы, хотя полностью от нее эксперты ПРООН
не отказались, отложив ее "на будущее". |
ПРООН
намеревалась влиять и на работу Комиссии NEARDA и
Комитета TREDA, частично финансируя их в первые два
года после их создания и привлекая для ведения
дел и материально-технического обеспечения
Комитета специалистов корпорации. |
В известной
степени ПРООН отела повторить свою схему
апробированную в Таиланде в аналогичной
экономической зоне. |
Поскольку
деятельность корпорации на долгосрочно
арендованной земле могла выйти из под контроля, -
а ПРООН намеревалась развивать здесь тяжелую,
нефтехимическую и другие экологически опасные
отрасли промышленности, - такие намерения ПРООН
встретили решительный отпор российской
делегации и КНДР. |
|
Позиция Китайской
Народной
Республики |
Самой
заинтересованной стороной в программе Туманган
являются северо-восточные территории КНР,
особенно ее провинция Цзилинь. Это связано с тем,
что все экспортно-импортные перевозки провинций
Хэйлунцзян, Цзилинь и восточной части
автономного района Внутренняя Монголия
осуществляются через провинцию Ляонин и ее порты
Далянь, Инкоу и Цзиньчжоу по крайне
перегруженной железной дороге Харбин - Чанчунь -
Шеньян - Далянь, тогда как буквально рядом в 13 км
от пограничного литера "Т" (рядом со
станцией Хасан) находится Японское море. |
Первоначально китайскими специалистами была
предложена такая схема: если нельзя Китаю выйти к
морю (отрезают от него Россия и КНДР), то "пусть
море придет к Китаю", т.е. за счет свободного
судоходства по реке Туманной обеспечить вход
морских судов по этой реке в район Хуньчуня, где
можно построить внутренний морской порт. Однако
при проработке технических вопросов углубления
фарватера реки Туманная, пересечения его с
мостом Дружбы (Хасан - Тумень-Ула) и
незавершенность дипломатических усилий по
подписанию Договоров о свободном судоходстве по
Туманной выяснилось, что "подвести море к
Китаю" нереально. |
Тогда и
начались усилия по "интернационализации"
устья реки Туманная через ПРООН, имея в виду, что
"удельный вес" КНР в этом регионе настолько
велик, что тон в нем будет задавать Китай. |
Из
района Тумынь - Хуньчунь к Японскому морю есть
три пути: существующая железная дорога Тумынь -
Хворей - Чхончжин, существующая, но почти
неэксплуатируемая железная дорога Тумень -
Аочжири- Раджин (Наджин), либо новый выход
железной дороги Хуньчунь - Камышовая - Зарубино
(или Посьет). Из-за технического состояния дорог в
КНДР и имевшихся сложностях во взаимоотношениях
КНДР с КНР власти провинции Цзилинь при
поддержке экспертов ПРООН стремились построить
железнодорожный выход к российским портам
Посьет или Зарубино. |
Не
дожидаясь заключения соглашений и Договора по
программе Туманган, Китай создал в районе
Хуньчуня свободную экономическую зону (там уже
действует ряд предприятий с иностранным
капиталом). |
КНР практически
закончила строительство новой линии Тумень -
Хуньчунь (раньше железная дорога между ними была
построена японцами при оккупации Кореи и
Манчжурии и проходила по территории КНДР),
подвела железнодорожное и бетонное
автомобильное полотно к погранпереходу Краскино
- Хуньчунь. |
Китаем подготовлены обширные материалы и
национальная часть программы Туманган
(руководитель работы - профессор Дин Шишен),
красочно оформленные на двух языках - китайском и
английском, а также хорошо иллюстрированные
бизнес-планы по всем проектам, предложенным КНР в
программу Туманган.
|
Позиция Корейской
Народно-Демократической
Республики |
КНДР весьма
заинтересована в программе Туманган,
позволяющей ей развивать северные провинции, в
первую очередь провинцию Северный Хамген,
имеющую два железнодорожных выхода из КНР к
Японскому морю через порты Раджин, Чхончжин и
Сонджин (Ким Чак). Участие в этой программе,
помимо привлечения иностранного капитала в
развитие экономики КНДР, поднимает авторитет,
уменьшает изолированность КНДР от мирового
сообщества. |
КНДР активно
начала создавать свободную экономическую и
торговую зону Раджин - Сонбонг - т.н. "золотой
треугольник", приняты правовые акты, создающие
инвесторам очень льготные условия для работы в
этой СЭТЗ, введены очень низкие ставки
земельного налога на предоставляемые инофирмам
земельные участки и т.п. >преференции. |
Однако по ряду причин, прежде всего
политического характера, развитие этой СЭТЗ идет
пока еще медленно, но постепенно налаживающийся
процесс смягчения конфронтации "север - юг"
дает основания полагать о возможности взрывного
развития зоны, если будут созданы условия для
южнокорейского и японского капитала. |
КНДР даже
предложила занять дефицитнейшие территории
рисовых полей в устье Тумангана под
строительство международного аэропорта,
обслуживающего TREDA, пытается привлечь канадский,
американский и австралийский капиталы для
развития портов Чхончжин и Раджин и
строительства нового порта Сонбон |
КНДР
подготовила национальную часть программы
Туманган, хорошо оформленную и богато
иллюстрированную на двух языках - корейском и
английском. Очень детально представлен проект
свободной зоны Раджин - Сонбон в красочном
исполнении |
|
Позиция Республики
Монголия |
Из
всех стран-участниц программы лишь Монголия
имеет возможность использовать (и использует)
международное право "лендбриджа" (мост
через страну) - право требовать обеспечения
выхода к морю страны, не имеющей такого выхода.
Поскольку Монголия интенсивно ведет
небезуспешные поиски угля, железных и
полиметаллических руд, урана, нефти и других
природных ресурсов в восточной части (район
Чойбалсан - Халхин-гол), она заинтересована в
создании транспортной связи этого района с морем
и поэтому свое участие в программе Туманган
определила очень четко - создание лендбриджа к
портам TREDA. Как развивающаяся страна она имеет
право на приоритетную помощь мирового
сообщества для своего развития и надеется
использовать эту помощь в программе. |
На переговорах
монгольские представители демонстрируют
лояльность почти ко всем предложениям ПРООН и
других участников. |
Позиция российской
стороны
(на федеральном уровне)
|
В переговорах
по программе Туманган позиция федеральных
органов России сводилась к следующему: |
1.
Участие России в программе Туманган обязательно
и должно быть в меру активным, но осторожным,
исходя из интересов России в отношениях с
другими странами-участницами. |
2.
Недопустимы любые соглашения и обязательства в
рамках программы Туманган, влекущие за собой
нарушения территориальной целостности, хотя бы
малейшее утраты суверенитета и контроля за
процессами на российской территории, негативное
влияние на экологическую обстановку на
российской территории.
|
Позиция представителей
Приморского
края |
Основные
положения позиции представителей края, кроме
общих с федеральными представителями,
изложенными выше, можно обобщить следующим
образом: |
1. Создание
единого транзитно-транспортного выхода TREDA и ее
хинтерланда через ВСЕ порты, входящие в границы
программы - от Чхонджина до Восточного со
специализацией портовых районов и
распределением грузопотоков к этим районам по
основным коридорам и рокадам. |
2.
Жесткие экологические ограничения на
производственную деятельность и урбанизацию
Хасанского района, особенно в низовьях реки
Туманная и в районах заповедников и заказников,
согласованность развития смежных районов КНР,
КНДР и России в процессе их сотрудничества. |
3. Специализация
юга Хасанского района только на
транзитно-транспортных функциях и рекреации
населения без сколько-нибудь существенного
развития промышленности. Может быть допущено
создание экологически лояльных производств в
районе бухты Троицы с возможностью формирования
здесь небольшой СЭЗ, промпарков или технопарков. |
4.
Включение в мастер-план программы ВСЕХ объектов
инфраструктуры TREDA и, частично, NEARDA по нашим
предложениям . |
Такая
позиция (хотя и не сразу и не без острых
дискуссий) встретила понимание о поддержки ПРООН
и учтена в итоговом докладе и проектах
документов по программе (в частности, в
Меморандуме по вопросам охраны окружающей
среды).
|
Положительные стороны
участия
России и края в программе Туманган
|
1.
Программа Туманган разрабатывается и будет
реализовываться под эгидой ООН и при ее
поддержке. Это придает ей "моральный"
авторитет и гарантии, т.е. инвесторы относятся к
проектам, входящим в программу, как
апробированным ПРООН и потому более
"надежным", чем предлагаемые вне программы
проекты. Только одан этот аспект требует участия
в программе, не говоря уже о пользе активного
участия в международном сотрудничестве. |
2. В
северо-восточном Китае и Монголии формируются
новые или получают новое направление (вместо
Даляня) существующие грузопотоки массовых
грузов (зерно, соя, бобы, кукуруза, уголь, руды) и
контейнерных грузов (из СЭЗ Хуньчуня, Тумен,
Яньцзи, промрайонов Харбина, Гирина, Чанчуня).
Направление этих грузопотоков через порты юга
Приморья дадут новый импульс развитию портов от
Восточного до Посьета. |
3.
Выявлена реальная возможность создания
стабильного пассажиропотока между провинцией
Цзилинь и Республикой Корея (с возможным
продолжением до Японии), связанного с поездками
этнических корейцев, проживающих в провинции
Цзилинь и префектуре Тоттори. Использование для
этих целей порта Посьет (или Зарубино) и перехода
Краскино - Хуньчунь даст выгоды краю от экспорта
транзитно-туристических услуг. |
4.
Использование угля провинций Цзилинь и
Хэйлунцзян может сгладить остроту топливного
кризиса в крае. |
5.
Сотрудничество с КНР в вопросах охраны природной
среды позволит уменьшить ущерб, наносимый
Китаем природной среде, Хасанского района. |
|
|
Обзор составлен
на основе материалов, предоставленных
департаментом внешнеэкономических связей
администрации Приморского края |